Чего опасаться при получении карты?
Вряд ли приверженцы налички отказываются от пластиковых карт из-за нежелания принимать новые технологии. Первый вопрос, который зададут клиенты, связан с безопасностью хранения средств в безналичном «кошельке». Многие слышали о случаях мошенничества со списанием средств с карточных счетов, о жертвах чрезмерной доверчивости. Лучшей защитой от посягательств на личные накопления станет строгое соблюдение правил безопасной работы с карточками, а также знание своих прав потребителя банковских услуг.
Опасности подстерегают уже в первые минуты оформления пластика: когда представители отделений пытаются подключить платные опции и дополнительный сервис, в котором не было необходимости. Жертвами банка могут стать владельцы пластиковых карт разного типа и назначения, что необходимо учитывать при каждом обращении в отделение.
Нужна ли страховка карты?
Пользователи банковских услуг выбирают работу с банком, основываясь на высокой безопасности хранения средств. Когда банк теряет лицензию или становится банкротом, вкладчики и владельцы счетов не теряют средства. Их вернут через систему страхования вкладов, к которой подключен каждый российский банк. Правда, сумму возвращают в пределах 1,4 миллионов рублей и только для физических лиц и ИП. Остальные случаи потери средств, включая распространенное мошенничество и кражи карт, страхованию не подлежат. Банк советует пострадавшим клиентам идти в полицию и писать заявление либо сетует на неоформленную ранее страховку карты.
Чтобы сократить потери граждан, банк придумал новую услугу — страхование карточных средств от мошенничества. Эта страховка платная и добровольная. Банк не имеет права насильно оформлять страховку, не спросив мнения клиента. Финансовое учреждение вправе убедительно доказывать необходимость сервиса и, судя по результатам, вполне преуспевают в этом. Аргументация используется самая разная — с расчетом на уровень осведомленности клиента. Такой интерес к услуге оправдывается не столько сочувствием к клиенту, сколько меркантильной заинтересованностью в собственных бонусах, начисляемых с зарплатой.
Уловки для подключения к страховке используют с учетом индивидуальной ситуации:
- Автоматическое подключение при открытии карты без объяснения причины списания.
- Включение дополнительного платежа к основной сумме платы за выпуск или годовое обслуживание. Вместо 600 рублей клиенту сообщают о списании 1600 рублей стоимости банковского сервиса.
Позже клиенту сообщат о подключении страховки как особого бонуса, который покроет потери от мошенничества, кражи, несанкционированных списаний со счета. Эта позиция наиболее удобная, поскольку полностью отвечает интересам банка: ущерб от страховых случаев не превышает взимаемую плату за год страхования и повышает статус эмитента в глазах благодарного клиента.
Проблема карточной страховки заключена в наличии множества исключений, при которых страховой сервис становится бесполезен. Например, мгновенное уведомление страховщика о возникших проблемах не всегда выполнимо, если карточкой пользуются редко или находятся в отъезде.
Кредитка в подарок
Зарплатный клиент — лакомый кусок для банкиров, ведь ежемесячные зарплатные отчисления гарантируют активность движений по счету и использование разнообразного банковского сервиса, включая финансовые операции с комиссиями.
Вместе с дебетовкой для зарплаты банки предлагают выпустить кредитку, не требуя никаких дополнительных условий. Кредитная линия определяется с учетом движений по счету, а процент обычно бывает ниже, с учетом «привилегированности» статуса.
Иногда клиенту даже не говорят о планируемом выпуске, позиционируя его как приложение к зарплатному пакету. В других ситуациях сообщают, что карточка бесплатная и не требует оплаты.
Какие бы обещания ни давал банк, суть кредитной карты не меняется, и ее выдают с расчетом на:
- проценты, которые банк начислит за использование заемной суммы;
- годовую оплату;
- комиссии за обналичивание и безналичные операции.
Если нет необходимости в заемной сумме, от кредитки лучше отказаться, поскольку ни один зарплатный пакет не предполагает принудительного кредитования. При получении кредитки активировать ее нужно, если возникнет потребность в дополнительном финансировании. Если не следить за карточкой, по которой предполагается ежемесячное списание платы, за несколько месяцев образуется крупный долг, состоящий из суммы списанных средств, начисленных процентов и штрафов.
Добровольно-принудительный перевод отчислений в НПФ
Каждого заемщика или получателя дебетовой карточки спрашивают о судьбе пенсионных накоплений. Сотрудники обязаны предложить перевод пенсионных накоплений в негосударственный фонд, но не все представители банка задают этот вопрос.
Если при оформлении карты сотрудник отделения просит показать СНИЛС, стоит спросить, зачем понадобился этот документ. При подписании просматривают каждую страницу, которую распечатают в банке. Негосударственный фонд предназначен для хранения пенсионных отчислений с целью увеличения накопленной суммы, что в целом неплохо. Однако навязывать сервис клиенту, обратившемуся за совсем другими услугами, банк не вправе.
Иногда клиент даже не подозревает, что состоялся перевод на другой НПФ, потому что подписывает документы в банке, не читая их. Чтобы завершился процесс переоформления, сотруднику отделения потребуется код из присланного на телефон СМС. Если представитель банка попросит назвать такой код, стоит изучить сопроводительный текст. При подозрении в несанкционированном переводе пенсии клиент вправе оказаться сообщать нужный код, поскольку налицо нарушение права на добровольный выбор услуги.
Оформленная карта дает массу преимуществ перед обычной оплатой наличными. Ею оплачивают покупки, дистанционно заказывают билеты и делают интернет-заказы. Однако у комфорта банковских услуг есть обратная сторона: нужно уметь ими пользоваться. Лучшей защитой от несанкционированного подключения платных услуг или ненужного сервиса банка станет доскональное изучение прав потребителя и правил действий при навязывании услуг.