Страхование пассажиров при поездках на общественном транспорте
Закон об обязательном страховании пассажиров вступил в силу 1 января 2013 года. На основании этого закона перевозчик, осуществляющий транспортировку пассажиров наземным, водным или воздушным способом, обязан заключить договор страхования с уполномоченной организацией. И при наступлении страхового события страховая компания выплатит определенную сумму компенсации.
Таким образом производится страхование пассажиров. Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.
От каких рисков защищены пассажиры?
Страхование пассажиров общественного транспорта включает в себя определенный набор страховых событий. При этом законодательством установлены максимальные границы выплат в случае наступления таковых событий. Также закреплены и тарифы, т. е. страховая премия, которую пассажир выплачивает в пользу страховщика.
Премия включается в стоимость билета, поэтому при транспортировке на общественном транспорте нет необходимости покупать дополнительно полис. Основанием для выплаты компенсации, согласно закону, может послужить пассажирский билет, приобретенный у компании-перевозчика.
Какие же риски покрывает страховка пассажиров? Итак, виды страхования пассажиров:
- Страхование жизни. В случае летального исхода страховщик обязуется выплатить до 2 млн рублей.
- Наступление инвалидности первой и второй группы. Такая же компенсация и в этих случаях. Причем, если в ДТП пострадал ребенок, то денежные средства выплачиваются на имя родителей.
- Потеря беременности. При потере беременности страховщик выплатит до 1 млн рублей.
- Переломы конечностей. Можно рассчитывать на компенсацию в размере до 240 тыс. рублей.
- Травмы и ушибы. Здесь выплата на лечение не превысит 200 тыс. рублей.
- Сотрясение мозга. До 60 тыс . рублей.
Также обязательное страхование пассажиров включает в себя и риски, связанные с нанесением ущерба имуществу. Страховщик также обязан не только компенсировать денежные средства на лечение, но и оплатить причинный ущерб имуществу.
Виды транспорта, участвующие в данной программе
Закон о страховании при перевозке пассажиров распространяется на следующие виды транспорта:
- автобусы;
- троллейбусы;
- маршрутки;
- самолеты;
- поезда;
- водная транспортировка.
В данную категорию не включены такси. Владельцы таксопарков освобождены от закона об обязательном страховании. И особый порядок установлен для метрополитена, который так же не оформляет договоров со страховщиком.
Но метрополитен обязан выплатить компенсацию, если вред здоровью был причинен в ходе транспортировки, т. е. непосредственно в вагоне метро. Если увечья были нанесены в метро (не в вагоне), тут потребуется консультация юриста, так как необходимо будет доказывать, что травма была нанесена по вине метрополитена.
Поскольку страхование при перевозке пассажиров является обязательным условием, то законом также и установлены штрафы за отсутствие соответствующей договоренности со страховщиком. Для физических лиц штраф варьируется в пределах 40–50 тысяч рулей. Для юридических до – 1 миллиона рублей.
Как доказать, что травмы были нанесены по вине транспортной компании?
Многие люди, не имеющие личных автомобилей, большое количество времени проводят в общественном транспорте. Особенно это актуально для крупных городов. Ежедневно на транспорте практически каждый человек добирается до работы и обратно. В связи с этим и риск попасть в ДТП имеет место. Но как доказать, что оно произошло по вине перевозчика?
Основанием для получения компенсации является ваш пассажирский билет, который необходимо будет сохранить. Это будет доказательством, что вы были участником ДТП. Также в некоторых случаях страховщик может потребовать каких-либо свидетелей или видеофиксацию аварии, поэтому при наличии мобильного телефона с камерой желательно зафиксировать происшествие, если это, конечно, будет актуально при сложившихся обстоятельствах.
Случилась авария – как получить компенсацию?
Выше мы рассматривали, какие максимальные суммы установлены законом. Но как получить деньги, какой должен быть ход действий? Для начала необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, для того чтобы они зафиксировали происшествие. Далее уточнить у водителя или по номеру компании-транспортировщика наименование страховщика.
Затем можно обратиться в медицинское учреждение, для того чтобы они установили диагноз, сроки и методику лечения, а также выдали соответствующую справку. От этой справки и будет зависеть окончательная сумма денег, на которую можно рассчитывать.
При этом, согласно поправкам к законодательству, нет необходимости дожидаться конца лечения и предъявлять чеки об оплате медицинских процедур. Страховщик может оплатить заранее весь процесс лечения, предусмотренный справкой.
Далее следует обратиться в страховую организацию и написать заявление о наступлении страхового события и приложить справку. Точных сроков обращения нет. Это означает, что пострадавший может направить заявление в любой момент времени.
Страховщик рассмотрит заявление и может потребовать от вас проведения дополнительных экспертиз, а также воспользоваться своим правом на обращение к независимым экспертам для установления подлинности предоставленных документов или сделать запрос в поликлинику, оформившую медицинский документ. А затем произведет выплату.
Стоит понимать, что если транспортная компания нарушила закон об обязательном страховании, это не означает, что она будет освобождена от выплат за нанесение вреда здоровью или ущерба имуществу. В этом случае компания-перевозчик обязана оплатить компенсацию из собственных средств.