Почему навязанные страховки по кредитам не возвращают?
Получить кредит, не оформив страховку, почти невозможно. Добровольная процедура страхования выступает в списке обязательных условий кредитования. Убедительность сотрудников отделений, предлагающих страховые услуги, вызывает восхищение, если оценивать их профессиональные способности. Перед тем как согласиться с условиями кредита и подписать договор страхования, стоит оценить экономическую выгоду от полученной страховки и подробно изучить вопрос добровольно-принудительных услуг банков.
Закон о правах потребителя утверждает, что никто не вправе настаивать на предложении дополнительных платных услуг, если клиент обратился за другими продуктами. Навязывание страховки, исключая ситуацию получением ипотеки, расценивается как грубое нарушение прав потребителя. Правда, банки научились обходить запрет, обещая клиентам:
- более выгодные ставки и условия;
- высокий шанс на положительное решение кредитора по заявке.
Получается, что для выгодного кредитования приходится соглашаться на диктуемые условия либо прощаться с идеей получения займа с низкой переплатой по процентам.
Можно ли отказаться от ненужного полиса?
Из ситуации, когда страховка демонстративно навязана банком, а документы говорят о доброй воле клиента, купившего защиту страховщика, есть выход. От полиса отказываются после того, как кредит уже получен и внесен первый платеж.
Отказ от ненужных услуг основан на личном решении страхователя, решившего прекратить сотрудничество со страховой компанией. Основанием для расторжения договора станет поданное в офис заявление. После того как договор вступил в силу, вернуть всю сумму не получится, однако часть оплаченных средств подлежит возврату как за неиспользованный страховой период.
Если заявление подать в первые 5 дней после вступления в силу договора со страховщиком, удается получить полную сумму. Если обращение произошло позднее, вернут деньги за оставшийся страховой период за вычетом комиссии за оформление услуги.
Алгоритм действий
Заявление подают в офис страховой компании, от лица которой заключался договор. В обращении указывают реквизиты для перечисления возврата. Далее компания рассматривает заявку и принимает решение об удовлетворении просьбы в расторжении контракта. На решение вопроса и выплату отводится 10-дневный срок.
Вместо безналичного перечисления иногда страховщики соглашаются выдать средства наличными в кассе отделения.
В некоторых случаях происходит задержка с перечислением. Это может быть связано с ошибками при написании реквизитов для возврата или при наличии оснований для отказа в выплате (произошел страховой случай, клиент предоставил неверные документы или обратился в конце страхового периода).
Страховщики бывают разные. Если становится очевидным, что компания уклоняется от исполнения заявки, тянет с выплатой или отказывает по надуманным причинам, привлечь ее к ответственности и восстановить справедливость помогут уполномоченные надзорные инстанции:
- Роспотребнадзор, куда заявляют о нарушенном праве потребителя.
- Центробанк, куда заявляют о выявленных в работе компании нарушениях.
Помимо личной подачи письменных обращений, часто выбирают электронные жалобы с сайтов ведомств.
Обращаясь в ЦБ РФ, Роспотребнадзор или к руководству страховой организации, нужно учитывать, что 8 из 10 обращений безрезультатны. Придется собирать документы и подавать иск в суд, требуя вернуть оплаченные средства за неиспользованный полис.
При обращении в суд нужно помнить о сроке исковой давности. Призвать к ответу страховщика удастся, если с момента выявленного правонарушения прошло не более 3-х лет. Отсчет дней начинают с момента подачи первого обращения о расторжении договора, прибавив дополнительные 10 дней на рассмотрение.
Как возвращают страховку ипотечные заемщики?
В течение нескольких лет ипотечные заемщики исправно оплачивали страховку, но с завершением срока кредитования исчезает потребность в дополнительных расходах.
Если с момента внесения годовой платы прошло совсем немного, удается согласовать частичный возврат компенсации, ссылаясь на полную ликвидацию кредитного долга. Вместе с заявлением прилагают выданные в банке выписки и справки, подтверждающие слова страхователя.
Исключение касается случаев, когда по договору с СК оформлялся страховой случай, т. е. страховка уже использовалась по назначению. Рассмотрение вопроса с ипотекой может затянуться на 30-дневный период, однако шансы на возврат взноса за неиспользованный срок есть.
Если страховка оказалась не нужна, не стоит платить деньги за несуществующую или невостребованную услугу. Тем более что процесс возврата не требует лишних усилий: деньги обязаны выплатить по закону в течение установленного срока, если правильно оформить обращение и прикрепить документы, подтверждающие оплату.
Подписывайтесь на наш Дзен-канал: Финансы — кредиты (5 оценок, среднее: 4,00 из 5). Оцените, пожалуйста, мы очень старались!Автор статьиЕлена ЖелезнякЗакончила Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москвафакультет экономики, банки и банковское дело.Написано статей122Об авторе